на первую страницу
Сайт управляется системой uCoz
          

"Златоустовская энциклопедия", 1 том,1994 г.

       ЗЫКОВ Юрий Григорьевич — поэт, член литературного объединения «Мартен», участник и лауреат многих конкурсов авторской песни. Родился 28 сентября 1947 г.в селе Целинном (Алтайский край). В 1955 году вместе с семьей переехал в Златоуст. Здесь в 1965 году окончил среднюю школу №8. После окончания школы 15 лет проработал на Златоустовском заводе им. В.И.Ленина. Был учеником слесаря, слесарем, технологом, начальником бюро труда и заработной платы цеха механизации; с 1974 года - литературным сотрудником заводской многотиражной газеты "Заводской гудок". Без отрыва от производства в 1973 году окончил вечерний факультет Златоустовского филиала Челябинского политехнического института по специальности "Технология машиностроения, станки и инструменты". С 1980 года - в редакции городской газеты "Златоустовский рабочий": корреспондент, заведующий отделом партийной жизни, ответственный секретарь, заместитель главного редактора (с 2001 года).
        Писать стихи начал в школьные годы, был активным участником школьной литературной группы "Оазис". Со второй половины 1960-х годов - член городского литературного объединения "Мартен", с этого же времени публикуется в печати. Кроме стихов обращается к прозе и публицистике. С 1973 года пишет песни на свои стихи, он один из организаторов городского клуба авторской песни (1978) и фестиваля "Черная скала" (проводится с 1979 года в Златоусте), непременный участник большинства Грушинских фестивалей (г.Куйбышев, ныне Самара).
        Стихи и проза Юрия 3ыкова публиковались во многих уральских периодических изданиях (газетах "Златоустовский рабочий","Челябинский рабочий"; журналах «Урал», «Уральский следопыт»,"Маховик" альманахе «Каменный пояс»), в коллективных сборниках "Мартен -50"(1977), "Стихи Айской долины"(1994), "Семидесятый оборот" (1997), "Легенды и были Таганая"(2005). Многие песни Ю.Зыкова стали широко известными среди туристов и любителей авторской песни, они опубликованы в сборниках «Грушинский: Книга песен» (Куйбышев, 1990), «Наполним музыкой сердца» (Москва, 1990), "Серебряный Ильмень"(Челябинск 2001), "Антология авторской песни;100 бардов, 600 песен" (Москва, 2005).
    (Златоустовская энциклопедия», 1 том,1994 г.)
         
          
   

Уйти от суеты сует

Его песни узнаются по первым строчкам. В них зримая, какая-то объемная образность, выплескивание на поверхность всех возможностей, на которые способно Слово, и поразительное умение уйти от обнаженности чувств куда- то в отстранение, в самоиронию, но так, чтобы дразнящие, из-под самого донышка, эти чувства будоражили еще сильнее.

Вообще-то, по заведенному где-то, кем-то, по негласно существующему порядку эти слова о Зыкове в газете должны были бы появиться на годик позже - к юбилею. Но Юра - поэт, а это само по себе предполагает опровержение всяких норм, рамок, правил. Главное же правило пишущего о каком-либо явлении искусства — стараться этому явлению соответствовать, то есть, насколько возмож­но, проникнуться его духом.
Один из его дисков открывается песней о метеостан­ции «Таганай-гора»:
«Я выберу день по своим, по особым приметам,
По розе лесов, по ее побежалым цветам,
Я выберу день, потому что кончается лето
И близится осень к моим беспокойным летам.
Я выберу курс не на самые легкие тропы,
Покатятся горы навстречу угрюмой волной,
Я выберу путь, не омытый всемирным потопом,
Где только звезда, да еще, да еще надо мной.
Первое впечатление, когда остаешься один на один со знакомым, отмеченным милой картавинкой голосом, - потрясение. От прозрения будничной ясности того факта, что «звезда», которая открывает тебе миры не меньшей глубины, чем признанные, «узаконенные» и бесконечно тобой любимые звезды, находится по его (из его песен вытянутому) выражению – «на расстоянии дыхания». Галич, Высоцкий, Окуджава – они где-то там, рядом с другими небожителями, а Юра… Встретишься, бывало, состроит хитрую улыбочку, доста­нет гитару: «Давай, быстро, пару песен спою...». И запоет: «Ничего у нас не сложится, убежать бы, да не можется, лучше, милая прелестница, на меня ты не смотри, а глаза твои печальные, словно кольца обручальные, оплели медовым месяцем с ложкой дегтя изнутри». И куда-то уплывут проблемы, дела, и само время остановится, словно для того, чтобы показать свою отличность как наполненности бытия от всяческой суеты сует.
Этим летом мы с Ольгой Фокиной, известной в городе туристкой, альпинисткой, исполнительницей бардовской песни, в магии воздействия Юриных песен на слушателя могли убедиться воочию. В июне на базе Златоустовского машиностроительного завода проходил семинар председателей профкомов пред­приятий и организаций отрасли общего маши­ностроения, собравший посланцев 37 предприятий из 20 городов. Заключительный вечер проводили в профилактории «Рассвет». В сумерках уходящего летнего дня все собрались на кры­лечке. Ольга взяла гитару и перепела почти все Юрины песни, имеющиеся у нее в репертуаре. А народ все не расходился, требовал еще и еще. Многие, узнав, что скоро появится диск, просили прислать. Мы обещали и обещание выполнили. Теперь песни нашего знаменитого барда будут слушать «профсоюзы» — любители жанра в Москве, Самаре, Перми...
А в том, что эпитет «знаменитый» по отношению к Юре — не преувеличение, можно убедиться, открыв недавно вышедшую в издательстве «Эксмо» «Антологию бардовс­кой песни. 100 авторов - 600 песен». В этом замечатель­ном сборнике опубликовано и три песни Юрия Зыкова. Сам он шутит в стиле Маяковского: «Я — на почетном ме­сте, после Высоцкого и Галича, перед Кимом и Митяевым, а там и до Окуджавы недалеко...». И от души восхищается подборками других авторов, цитируя Елену Казанцеву, Леонида Семакова: «Правда, здорово?». А я думаю о том, что он даже не понимает, насколько «более здорово» у него самого. Не понимает, милый, дорогой человечек, что по­эзия - его Главное в жизни, а его стол в редакции, зава­ленный бумагами по самое не могу, - это символ неотлож­ных в своей важности дел, но отвлекающих от стихов. Впрочем, все, что с нами происходит, зачем-то и кому-то нужно...
И. ЛИКИНСКАЯ.